УПРАВЛЕНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕГИОНАХ РОССИИ И ФРАНЦИИ: БАССЕЙНОВЫЙ ПРИНЦИП И УЧАСТИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ

  • Ирина Дмитриевна Рыбкина ИВЭП СО РАН
  • Евгения Юрьевна Седова ИВЭП СО РАН
Ключевые слова: управление водными ресурсами, бассейновый принцип, водные управления, бассейновые советы, участие заинтересованных сторон, водопользователи и общественные организации

Аннотация

Статья содержит сравнительный анализ структуры управления водными ресурсами России и Франции с акцентом на участие общественности и других заинтересованных сторон. Целью исследования является поиск путей и возможностей такого участия. Для этого анализируются опубликованные литературные данные и оценки экспертного научного сообщества, основополагающие нормативно-правовые акты и программные документы. Источником для сравнительного анализа также послужила открытая информация водных агентств, бассейновых управлений и других территориальных органов управления водными ресурсами стран. Следует отметить, что при общности основной идеи управления по бассейновому принципу, существуют различия моделей управления водными ресурсами рассматриваемых государств. Французская модель характеризуется децентрализацией полномочий и функций в вопросах долгосрочного стратегического планирования регионами с высокой долей участия заинтересованных сторон в управлении водными ресурсами. На примере российских регионов показана модель управления водопользованием с преимущественным государственно-частным партнерством. При этом строго разграничены полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а участие водопользователей и общественных организаций носит скорее декларативный характер и имеет крайне низкую долю в составе совещательных органов бассейновых водных управлений. Полученные в ходе анализа результаты сопоставляются с оценками и мнениями экспертов в сфере водных отношений. Приводится критика и обсуждение сложившихся структур управления водными ресурсами. В заключение делается вывод о высокой плотности общественных и муниципально-частных структур, чрезмерной институализации и дублировании обязанностей в системе государственного управления водными ресурсами Франции, а также необоснованной централизации государственной власти на федеральном уровне в структурах управления водопользованием регионов России. Авторы придерживаются мнения, что вопрос об эффективном соотношении долей государственных (разных уровней), частных и общественных структур в управлении водными ресурсами остается открытым.

Литература

Водный кодекс РФ (с изм. на 8 декабря 2020 г.) (редакция, действующая с 1 января 2021 г.). Принят Госдумой 12.04.2006 г. Одобрен Советом Федерации 26.05.2006 г.

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» ФЗ-172 от 28 июня 2014 года (ред. от 31.07.2020 г.).

Директива Европейского парламента и Совета 2000/60/ЕС от 23 октября 2000 г., устанавливающая рамочные положения о деятельности Сообщества в области водной политики. [Электронный̆ ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/2565649/#ixzz6p9zb9Iu1.

Агентство водных ресурсов Рейн-Маас. [Электронный̆ ресурс] – Режим доступа: https://www.eau-rhin-meuse.fr

Хмель Е.В. Управление водными ресурсами во Франции // Репозиторий Белорусского национального технического университета. 2011. [Электронный̆ ресурс] – Режим доступа: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/30694/Osobennosti_upravleniya_vodnym_hozyajstvom_vo_Francii.pdf?sequence=1&isAllowed=y

Приложение I. Краткое описание структур управления водными ресурсами в странах, рассмотренных во второй оценке. Франция. 2011. [Электронный̆ ресурс] – Режим доступа:https://unece.org/fileadmin/DAM/env/water/publications/assessment/Russian/M_Annexes_Ru.pdf

На пути преодоления негативных последствий децентрализации в секторе водоснабжения и водоотведения. Отчет основан на анализе примеров ряда стран. 2009. [Электронный̆ ресурс] – Режим доступа: http://www.oecd.org/env/outreach/44096454.pdf

Закон Франции о воде от 3 января 1992 г. № 92-3 / База данных ФАОЛЕКС. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.fao.org/faolex/results/details/ru/c/LEX-FAOC003202/.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020 г. [Электронный̆ ресурс] – Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm

Официальный сайт Верхнеобского БВУ. [Электронный̆ ресурс] – Режим доступа: http://vobvunsk.ru.

Приказ МПР РФ от 11.10.2007 № 264 (ред. от 17.01.2011) «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства водных ресурсов».

Приказ Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) №257 от 11.10.2019 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства водных ресурсов от 29 мая 2019 г. №121 «Об утверждении состава бассейнового совета Верхнеобского бассейнового округа».

Wollmann H., 2008, Comparing Local Government Reforms in England, Sweden, France, Germany. [Электронный̆ ресурс] – Режим доступа: www.wuestenrot-stiftung.de/download/local-government.

Управление водными ресурсами в России. Законодательное регулирование и перспективы. М.: Издание Государственной Думы, 2014. 192 с. [Электронный̆ ресурс] – Режим доступа: http://duma.gov.ru/media/files/XYYU3ZZBG25w79obF7jabDefcL0Et974.pdf.

Опубликован
2022-11-25
Как цитировать
Рыбкина, И., & Седова, Е. (2022). УПРАВЛЕНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕГИОНАХ РОССИИ И ФРАНЦИИ: БАССЕЙНОВЫЙ ПРИНЦИП И УЧАСТИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ. Известия Алтайского отделения Русского географического общества, 63(4), 23-36. извлечено от http://rgo-journal.ru/index.php/babrgs/article/view/398

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)